Кадровый резерв охранников

    
Версия для печати

Стандартизация школьного охранника

пояснительной записке к проекту стандартов сказано, что в России насчитывается 53 600 школ и 45 600 детских садов. В них работают более 1 млн учителей и воспитателей и обучаются более 13 млн учеников и воспитанников. И около 78% образовательных учреждений не охраняются частными охранными предприятиями.

Между тем безопасность здесь временами становится серьезной проблемой. На заседании ОП РФ не раз вспомнили трагедию, которая заставила резко укреплять безопасность школ. 3 февраля 2014 года старшеклассник, вооруженный двумя винтовками, открыл стрельбу в московской школе, убив при этом учителя и сотрудника правоохранительных органов.

- Мы хотим, чтобы появились стандарты в этой сфере и были четко прописаны права и обязанности, компетенция и ответственность людей, обеспечивающих безопасность в детских образовательных учреждениях, - отметил модератор совещания, член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин. И добавил пафоса: создание профстандарта для охранников школ - не отраслевая потребность, но реализация “майских” указов президента. На этой основе будут выстроены социально-трудовые отношения, стандарт будет определять пенсии и зарплаты.

Отдельные требования к профессии актуальны в связи с ее особенностями, указал модератор. Так, охраннику детского образовательного учреждения нельзя иметь оружие и спецсредства. Таковы условия государственного контракта, не встречающиеся более нигде в отрасли. Не так давно, правда, шла речь о вооружении охранников школ и детсадов дубинками и электрошокерами, но пока вопрос отложен. А с тем, что выдавать охране детских учреждений огнестрельное оружие будет совсем лишним, согласны и сторонники, и противники их вооружения. МВД также предложило - уже не в первый раз - разрешить охранникам досмотр граждан.

Проект профстандарта подготовлен саморегулируемой организацией “Ассоциация “Школа без опасности”. В проекте прописано, какое образование должно быть у охранников и какие предметы они должны проходить. Его представил участникам заседания президент Ассоциации охранных и детективных предприятий ветеранов ГУВД Москвы “Паладин-А”, член совета СРО “Школа без опасности” Николай Степанов.

Когда было решено по указу президента перейти на профессиональные стандарты, в России насчитывалось 12 общероссийских классификаторов, и в них числилось более 2 тысяч профессий и должностей, напомнил докладчик. Причем классификаторы делятся на две категории: одни разрабатываются ведомствами и государством - приходят сверху, но большинство создаются по инициативе предприятий. Было решено сделать один классификатор на основе профстандартов: “Речь идет о том, чтобы разработать профессиональный классификатор, который будет отвечать вызовам будущего, - сообщил Степанов. - Это не канон незыблемый, как считают некоторые работодатели”.

А ЧТО СЕЙЧАС
Те, кто в теме, напоминают, что это уже далеко не первая попытка властей упорядочить охрану школ и детсадов и “облагородить” самих охранников. Не так давно представители Департамента образования Москвы заявляли, что школьные охранники “должны быть интеллектуально развиты и уметь предотвращать чрезвычайные ситуации”. Кроме того, чоповцев хотели обязать постоянно находиться на связи с оперативными службами и силовыми структурами. Не удалось.

Проблема - не в отсутствии нормативных документов. По мнению охранника соседней школы, попросившего не называть его имя, все дело в банальной коррупции: “Тендеры на охрану детских учреждений выигрывают ЧОПы, имеющие связи наверху. Еще бы - это гарантированные деньги из городского бюджета. Везде есть охранники со спецподготовкой для работы в экстремальных ситуациях. Их не нужно ничему учить, разрабатывать программы. Единственно, многие из них старше 45 лет, средний возраст 50 - 55. Но они лучше молодежи: профессионал в большинстве ситуаций почувствует угрозу еще до того, как на него наставят пистолет”.

Тендеры в каждом регионе проводят управления образования. Контракт со школой заключается в среднем на три года. “Как правило, на работу выходят два человека, дежурят посменно, чаще всего они приезжие из других регионов, получают весьма скромную зарплату, - рассказывает бывший директор школы Александр Орехов. - Для меня как директора самым важным требованием к охране была хорошая память, чтобы ребята знали в лицо всех сотрудников, учеников и родителей, которые забирают детей младших классов. Это помогало предотвратить многие конфликты. А оружия и спецсредств у них не было - я сомневаюсь, что они могли бы кого-нибудь защитить”.

- У нынешних школьных сторожей основная работа - контролировать, чтобы дети с уроков не сбежали, или не пускать родителей даже в раздевалку, чтобы помочь одеть ребенка, - говорит Марина Зайцева, мама первоклассника одной из московских школ. - При этом многие бывшие ученики школы, которые хотели встретиться с учителями, на моих глазах проходили в здание, даже не объясняя охраннику, кто они и зачем пришли. В большинстве детских садов охранник и вовсе сидит в будке на улице и запросто может не заметить и террориста с взрывчаткой. А если и заметит - вряд ли сможет задержать.

Конфликты родителей и охранников - самые частые в школах. В основном из-за того, что бдительные стражи гоняют от дверей пришедших за ребенком родителей или нянечек. Охранник одной из московских школ не пустил в школу няню, пришедшую за сыном Натальи Тумановой, первоклассником. Когда же Наталья попыталась выяснить, что произошло, то просто... “послал” ее. Жалоба директору ничего не дала - Тумановой объяснили, что охранник подчиняется не школе, а руководству своего ЧОПа. “Я бы очень хотела понять, кому же на самом деле подчиняется школьная охрана”, - говорит Наталья.

На этот вопрос нам ответила Инга Жильцова, директор школы № 158: “В каждой школе разработано Положение об охранной службе. Государство не выделяет средства на охранные мероприятия, каждая школа справляется своими силами, нанимая охранников из частной организации. Права и обязанности охранника прописаны в этом положении, и если туда включен пункт о том, чтобы не впускать в школу лиц, не являющихся родителями ученика, значит, он обязан этот пункт выполнять. Так как охранная служба у нас работает давно, охранники знают 90% родителей. Чужих просят предъявить документы и назвать, к кому идут. Если незнакомец не внушает доверия, охранник сопровождает его к человеку, к которому он направляется. На вахте помечают время, когда человек вошел, и отслеживают, чтобы он вышел. Также охранники обеспечивают порядок на первом этаже, контролируют въезд на территорию машин. Раз в два часа - обход по периметру здания, охранники проходят по этажам на переменах, осматривают помещения”.

КРАТКИЙ КУРС УСАТОГО НЯНЯ
Базой для курса подготовки стала программа обучения охранников 4 - 6 разрядов, дополненная тактико-технической подготовкой и психологией. Особое внимание уделяется психологии работы с детьми и спецсредствам охраны. Обучение с отрывом от производства. После него предусмотрена стажировка.

По закону, охранником можно стать только после окончания специального негосударственного образовательного учреждения. Также к охране столичных школ допускаются сотрудники ЧОПов не старше 45 лет. Участник разработки отраслевого стандарта предлагает обратить внимание на уровень образования специалиста: “Надо внести, что охранник детского учреждения должен иметь среднее или незаконченное среднее образование, хотя ни в каком законе или приказе я этого не нашел. Охранник не может быть глупее сегодняшних продвинутых деток”.

Эксперты ОП РФ отметили, что представленный документ станет основой для разрабатываемого сейчас стандарта охранника.

Среди основных претензий к документу - наличие в перечне уровней “сторожей” или “вахтеров” (первый, самый простой уровень). “Мы ведь боролись за то, чтобы исключить услуги вахтеров”, - сказал исполнительный секретарь объединения работодателей сферы безопасности Олег Силин. Его успокоили тем, что по новому нормативу сторожа-операторы-вахтеры должны быть в штате школы, а не ЧОПа. Однако при этом для них тоже необходима какая-то минимальная программа обучения, настаивали критики. Требуется также предусмотреть в стандарте проверку на наличие судимости и прочих оснований, препятствующих работе в образовательном учреждении.

Споры вызвала и необходимость мобильных групп - так как частная охрана не занимается поиском и задержанием преступников по горячим следам. Решили, что в стандарте надо четче прописать механизм взаимодействия с полицией. Кроме того, Минобрнауки предлагает в ближайшее время ввести в школах должность заместителя директора по безопасности.

Источник: www.solidarnost.org/

dvohrana.ru
2014-05-30 07:34:29

Комментарий к статье (0) | Версия для печати | К списку статей




Найти работу в Геленджике
        Бизнес и Безопасность ДВ
Поддержка пользователей: (4212)